А вы знаете, с кем посоветоваться, если получите претензию от WB?
Недавно ко мне обратился клиент: ему поступила претензия о якобы нарушаемом праве на товарный знак, под которым продается товар на Вайлдберис.
Претензия была составлена достаточно грамотно, за исключением того, что:
1. ее направили только по электронной почте. А это не считается надлежащим уведомлением и соблюдением обязательного досудебного порядка. В случае, если бы спор перешел в суд, то претензионный порядок не засчитался бы.
2. Срок ответа и устранения нарушений указан – 7 календарных дней. Однако, следует знать, что для предъявления иска по защите исключительных прав следует соблюдать срок ответа на претензию 30 календарных дней ( П. 5.1. Ст 1252 ГК РФ).
И если бы спор дошел до суда в такой ситуации, то иск был бы оставлен без движения.
Соответственно, я посоветовала никак не реагировать на данную претензию, и сделала запрос документов.
Суть проблемы: клиент продает на ВБ много лет товары под брендом зарубежной компании, который не зарегистрирован в РФ. При этом у него нет никаких эксклюзивных договоров по представительству в РФ. Конкурент моего клиента оказался быстрее, смекалистей и зарегистрировал данный бренд на территории РФ на себя. Подозреваю, что иностранная компания об этом даже не знала.
И далее классика: этот конкурент начинает рассылать претензии с требованием удалить весь товар (карточки товара) с маркетплейса.
Даже не собрав минимальный пакет документов, могу сказать, что ситуация не критичная. При определенных вводных регистрацию Товарного знака в РФ можно оспорить, иностранной компании сделать регистрацию на территории РФ, и заключить со всеми желающими (моим клиентом, и его конкурентом) договоры франчайзинга.
НО! Как оказалось позднее, клиент обратился за советом еще и к адвокату (так иногда бывает, и это нормально) по этому делу.
Каково же было мое удивление, когда адвокат:
1. Посоветовал ответить на претензию
2. Набросал ответ, сводящийся к следующему: претензия не обоснована, так как речь о международном бренде; имеется разрешение от правообладателя на торговлю в РФ; поставщик является официальным импортером; бренд зарегистрирован 10 лет назад и об этом имеется свидетельство. Поэтому все претензии адресуйте правообладателю
⠀
Основное, что важно понимать именно по защите исключительных прав на товарные знаки:
- все товарные знаки в мире имеют территориальный принцип защиты: в какой стране зарегистрировал- там и действует (регистрировать можно в неограниченном количестве стран)
- официальными документами, уполномочивающими на использование товарного знака могут быть: дистрибьюторский договор, договор поставки с оговоркой по использованию товарных знаков, лицензионный договор, договор коммерческой концессии.
- не всегда правило «кто первый зарегистрировал, тот и законный владелец» работает с иностранными товарными знаками.
В этот раз вопрос удалось решить мирным путем.
Но такие ситуации не редкость, поэтому если обращаетесь за помощью к юристам, то выбирайте именно профильных.
В делах о защите интеллектуальной собственности очень много нюансов.